Зарождение парфюмерии







Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства – Аравия, которая долгие века, носит название «страны благовоний».


Но что не вызывает сомнений, так это первое применение парфюмерии – религия. Когда человек открыл для себя «сок из дерева мирры, слезу бальзамических сладостных трав», прежде всего он принес их в дар божеству. Само слово «парфюмерия» (per – через, посредством, fumum – дым) свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину.

Благовонные курения сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев в храмах Мемфиса и Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское «седьмое небо» полны, по описаниям, благовонных запахов.

Использование благовоний в античном мире достаточно быстро вышло за рамки исключительно религиозного ритуала. Способы употребления благовоний адаптировались в частной жизни и стали необходимостью везде, где появилась тенденция к более утонченному вкусу и быту.

Искусство парфюмерии изучалось и культивировалось всеми народами, принимавшими друг от друга эстафету цивилизации. От египтян это искусство переняли иудеи, потом ассирийцы, греки, римляне, арабы и, наконец, преодолев хаос варварства и созрев для освоения присущих цивилизации искусств, - современные европейские народы.

Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских жрецов, так как только им в ту пору были известны секреты приготовления ароматических составов.
Духи и косметика, которыми пользовались египетские красавицы, чтобы усилить впечатление от своей красоты, были если и не столь , как снадобья современных модниц, то, во всяком случае, столь же многочисленны.

Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте постоянно возрастало и наивысшей точки достигло в период правления Клеопатры. Эта царица использовала благовония в огромном количестве и сама была автором многих из них. Пренебрежительное отношение к аромату собственного тела в глазах утонченных египтян выглядело и как проявление грубости и варварства.

Евреи – древнейший из современных народов , долгое время, находясь в рабстве в стране высокой цивилизации, какой был Египет той эпохи, переняли все культурные достижения своих завоевателей. Среди множества искусств, перенесенных ими из Египта в свою страну, было искусство парфюмерии.

«Масть и курение радуют сердце»… - восклицал в своих притчах мудрейший Соломон. В ту эпоху благовония были очень дороги, и древние евреи ценили их столь высоко, что включили в число даров царю. К примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».

Еврейские женщины, как правило, отличались замечательной красотой. Однако, не довольствуясь присущим им от природы очарованием, женщины стремились усилить его с помощью разного рода косметики и благовоний. Наряду с ароматическими курениями, духами и притираниями, были вещества , создававшие «аромат одежд», которые помещались между одеяниями. Некоторые поклонники ароматных удовольствий роскоши ароматизировали даже свою постель.

Быт ассирийцев, которому были свойственны роскошь и утонченность, предполагал широкое употребление ароматических средств и косметики. Последний ассирийский царь Сарданапал, будучи, свергнутым с престола ворвавшимися в страну завоевателями, избрал для себя смерть, достойную восточного гедониста. Он приказал сложить костер из благовонного дерева , взошел на него вместе со своими женами и сокровищами и задохнулся в облаке ароматного дыма.

Одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами на древнем Востоке был Вавилон. Основными потреблениями этих благовоний были сами вавилоняне. Геродот сообщает, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято умащать все тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения.

Великий завоеватель Александр Македонский, презиравший предметы роскоши, проведя некоторое время в Азии, стал по иному относиться к этому благу цивилизации. Атеней сообщает, что Александр  имел обыкновение орошать полы редкими духами и приказывал возжигать в своем присутствии благовонное дерево, мирру и другие виды курений.

В античной Греции наряду с использовавшимися для жертвоприношений ароматическими смолами, были широко распространены духи  на масляной основе с запахом различных цветов, среди которых на первом месте была роза. Не пренебрегал благовониями даже циник Диоген и пользовался ими время от времени, хотя ванну считал излишней. Правда, из соображений экономии он наносил благовония на ноги, резонно объясняя: «Когда вы умащиваете духами голову, запах поднимается вверх, и от него получают удовольствие только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь, окутывает мое тело и достигает носа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий